Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводятся простые и увлекательные упражнения для глаз.
Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении
Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.
Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками
В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:
- Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
- Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
- Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
- Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».
Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.
Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования
Виды зрительной гимнастики в ДОУ
В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:
- Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
- Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
- Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).
Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплекса, каждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.
Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:
- Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
- Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
- Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
- Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.
Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 — аккомодацию.
Дети активные упражнения выполняют с большим интересом
Методика проведения зрительной гимнастики
Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.
При выполнении упражнений нужно следовать правилам:
- Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
- Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
- Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
- Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.
Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.
Открытые математические занятия в средних группах по ФГОС
Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».
Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.
Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.
Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.
Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.
Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками
Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.
Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС
Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.
Первая и вторая младшие группы
Картотека для малышей особенно богата.
Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.
Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).
Отправляюсь с ним в полет.
Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).
Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).
Я мотор завожу,
И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).
Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).
Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).
Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).
Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).
Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).
Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).
Ягоды мы соберем,
А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).
С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:
Осень краски ярко разводила,
Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).
Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).
Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).
Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).
Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).
Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).
Каплями в окно стучи.
Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.
Средняя группа
Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.
Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах
Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).
Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).
Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).
Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).
Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).
Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).
Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).
Мы куда-то забрались.
Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.
Старшая и подготовительная группы
- Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.
- Упражнения для глаз
- Повторяем каждый раз.
- Право, лево, верх и вниз,
- Повторяй и не ленись.
- Мышцы глаза укрепляем.
- Напряжение снимаем.
Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.
Целый год слышно «тик-так»
Все часы идут вот так,
Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).
И мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).
Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.
Использование наглядности во время зрительной гимнастики
При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:
Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.
Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.
- Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
- Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.
Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка
- Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
- Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.
Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.
Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-po-zritelnoj-gimnastike-detyam-v-dou
Детская гимнастика для глаз в стихах
Очень люблю находить интересное для деток! Я уже делала подборку стихотворений для детской гимнастики, но постепенно набрались еще стихотворения, так что вот добавление.
Кроме детских садов можно использовать эти стишки для физкультминуток на уроках в младшей школе, когда нужно сделать разминку для уставших детских глаз.
Упражнения (стишки и комментарии, что нужно делать)
Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
Шея не напряжена
И расслаблена…
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).
Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Неприятно! Дышать трудно! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
А сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.
***
Физкультминутка для глаз в первом классе
Дети остаются сидеть за партами.
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
- (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
- (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
- (Частое моргание глазами)
- (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
- (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
«Глаза по кругу побегут.»
«Много-много раз моргнут»
«Глазкам стало хорошо.»
«Увидят мои глазки все!»
Долго тянется урок
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
- На край парты книги сдвинь.
- (Сидя, откинуться на спинку парты, сделать глубокий вдох, затем наклониться вперед на крышку парты, сделать выдох.)
- Упражнение второе
Повтори легко за мною.
Зажмурь и открывать нельзя, - Тренируй свои глаза.
- (Откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повторить четыре раза.
Упражненье номер три.
Делай с нами и смотри.
(Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
Упражнение четыре
Нет сложнее в целом мире.
С вниманьем начинаем
И четко выполняем
(Сидя, смотреть перед собой, посмотреть на классную доску 2—3 секунды. Вытянуть палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и посмотреть на него 3—5 секунд, после чего руку опустить.)
Повторите 5—6 раз,
Все получится у вас.
Упражненье номер пять
Нужно четко выполнять.
(Сидя, вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх — вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить — выдох.)
Простые упражнения «Гимнастика для глаз» для школьников младших классов
- Ах, как долго мы писали
- Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. - (Поморгать глазами.)
- (Посмотреть влево-вправо.)
- (Посмотреть вверх.)
- (Закрыть глаза ладошками.)
- (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
- (Посмотреть вниз.)
- (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
- «Бабочка»
- Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, - (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
- (Руки согнуты в стороны (выдох).
- (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
- «Волшебный сон»
- Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко… - (Пауза.)
- (Громче, быстрей, энергичней.)
- Всем открыть глаза и встать!
Взвился вверх и полетел.
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
***
Комплекс зрительной гимнастики “Весёлая неделька”
- Он поможет деткам не только запомнить дни недели, но и способствует профилактике глазных заболеваний.
- Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся,
- (Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна)
- Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда. - (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
- (Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны. - (Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
- (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем — в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый )
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать. - (Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
- ***
Совсем простые стишки и упражнения для самых маленьких
МОСТИК
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
- (Закрывают оба глаза)
- (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
- (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
- (Глазами рисуют букву «О»)
- (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
- (Глазами двигают вправо-влево)
- (Глазами смотрят вверх-вниз)
СТРЕКОЗА
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
- (Пальцами делают очки.)
- (Глазами смотрят вправо- влево.)
- (Круговые движения глаз)
- (Смотрят вверх.)
- (Смотрят вниз.)
- (Смотрят вперед.)
- (Смотрят вниз.)
ВЕТЕР
Ветер дует нам в лицо.
- (Часто моргают веками.)
- (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
- (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
- (Встают и глаза поднимают вверх.)
БЕЛКА
Белка дятла поджидала,
- (Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
- (Смотрят вверх-вниз.)
- (Моргают глазками.)
- (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).
ТЕРЕМОК
Терем- терем- теремок!
- (Движение глазами вправо- влево.)
- (Движение глазами вверх- вниз.)
- (Моргают глазами.)
ЗАЯЦ
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
- (Смотрят вверх.)
- (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
- (Моргают глазками.)
- (Глазки закрывают.)
- (Прыгаем, как зайчики ).
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву «О», получается легко
Вверх поднимем, глянем вниз
Вправо, влево повернем
Заниматься вновь начнем.
Влево- вправо, назад- вперед-
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревца все выше, выше!
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
И пошел играть в горелки.
Он не низок, не высок,
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
Вправо- влево повернулся,
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел.
Капель, капель не жалей.
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи.
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
И закрыла их в мурчаньи.
Кот играет в «Жмурки»
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Дремлет олениха.
Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.
Мы походим по опушке и найдем тропинку.
Вот сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Словно звонкие часы: кап, кап, кап.
Стало сухо и тепло: кап, кап, кап.
Значит утро истекло: кап!
И напоследок техника еще одной простой детской гимнастики для глаз:
Она пригодится детям для того, чтоб выполнять ее дома при подготовке к урокам и выполнении домашних заданий.
- Ребенок следит за движением своего указательного пальца (влево, вправо, вверх, вниз).
- Крепко зажмуривает глаза, затем открывает. Повторить 5 – 7 раз.
- Затем быстро моргать в течение 20-30 секунд.
- Затем закрывает веки, массирует их с помощью лёгких круговых движений пальца.
- Стоя смотрит на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближает палец,
- Не сводя с него глаз до тех пор, пока изображение не начнет двоится. Повторить 4-6 раз.
Источник: http://gllaza.ru/detskaya-gimnastika-dlya-glaz-v-stihah-2/
Разминка для глаз после компьютера, для детей на уроке и в саду
Профилактика ухудшения зрения нужна как взрослым, так и детям. Рассмотрим несколько комплексов упражнений, помогающих избавиться от глазного напряжения.
Разминка для тех, кто много работает за компьютером
Те, кто ежедневно трудятся за компьютером, находятся в зоне риска по развитию близорукости. Чтобы не допустить перенапряжения глаз при длительном нахождении перед монитором, рекомендуется выполнять следующие упражнения:
- Сильно зажмурьтесь на 4 секунды. Откройте глаза и посмотрите вдаль (в окно) в течение 6 секунд. Действия повторяют 5 раз.
- Сфокусируйте взгляд на переносице на 4 секунды, затем откройте глаза и смотрите на пейзаж за окном не менее 6 секунд. Сделайте еще 4 повтора.
- Держа голову прямо, постарайтесь направить взгляд так, чтобы хорошо рассмотреть пространство слева. Продолжительность упражнения – 4 секунды. Те же действия выполняют для правой стороны, верха и низа. Весь цикл повторяют 4-5 раз.
- Опишите круги глазами сначала по движению часовой стрелки, а затем против него. Каждый круг завершают взглядом вперед, вдаль. Упражнение повторяют 3-4 раза.
- Быстро поморгайте в течение 10-15 секунд, затем закройте глаза и расслабьтесь на несколько секунд. Откройте глаза и посмотрите в окно. Повторите действия еще 2 раза.
- Отыщите за окном хорошо видимый предмет, например, лист дерева. Сфокусируйтесь на нем на 30 секунд. Затем найдите удаленный объект (птичку, дорожный знак, здание и т. д.), попробуйте рассмотреть его как можно лучше и снова переведите взгляд на первый предмет. Цикл повторяют еще 5 раз.
- Закончив упражнения, закройте и расслабьте глаза, держа голову прямо. Достаточно провести так 5 минут.
Такую разминку для глаз после компьютера нужно выполнять не менее 2-х раз в день. Если при длительном пребывании в сидячем положении у вас болит шея, плечевой пояс и спина, сначала делают легкую гимнастику для этих зон, чтобы улучшить прилив крови к голове.
При выполнении разминки для глаз, важно глубоко дышать. Также обязательно снимать очки или контактные линзы, если они есть. При постоянной работе за компьютером, помимо упражнений, рекомендуется делать перерывы в работе каждые 40-60 минут и давать глазам отдохнуть.
Тренировка глаз для детей
Большинство родителей считает, что если у ребенка нет проблем со зрением, никакие упражнения для глаз ему не нужны.
Но, учитывая ранее знакомство современных детей с компьютером, планшетом и телевизором, все они находятся в зоне риска по развитию близорукости, особенно с началом интенсивных занятий в школе.
Поэтому даже детям с хорошим зрением полезны профилактические тренировки для глаз. Достаточно нескольких простых упражнений:
- Прикрепите в разных углах комнаты к потолку два картонных круга – большой и маленький. Они могут быть цветными. Предложите ребенку сначала посмотреть на один круг, затем – на другой (по 10 секунд). Важно следить, чтобы малыш не крутил головой, а только переводил взгляд. После 5 повторений глазки нужно закрыть на 15 секунд. Затем делают еще один цикл.
- Ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом открыть их и расслабить. Упражнение повторяют 2-3 раза.
- Попросите ребенка подпереть подбородок руками, чтобы зафиксировать голову. Затем ему нужно посмотреть вверх и вниз. Так делают 4 раза. После этого взгляд переводят слева направо. Упражнение также повторяют 4 раза.
- Закрепите в центре потолка крупный рисунок, изображающий лабиринт, спираль или змейку. Попросите малыша пройти глазами извивистый путь от начала до конца изображения.
- Подойдите с ребенком к окну, предложите ему выбрать на улице близко расположенный, хорошо видимый предмет и сфокусироваться на нем. Затем попросите перевести взгляд на отдаленный объект. Так нужно проделать 3-4 раза.
Если эти упражнения не увлекли ребенка, можно попробовать использовать песенки и стишки, в которых предлагается проделывать различные движения глазами – зажмуривать, открывать, закрывать, переводить взгляд из стороны в сторону и т. д. Это помогает приобщить к тренировке зрения даже 2-3-летних малышей.
Но нужно учитывать, что обычной разминки для глаз достаточно, только если ребенок не имеет серьезных офтальмологических проблем. В противном случае, упражнения должен подбирать врач-окулист.
Разминка во время занятий в школе или детском саду
В детских дошкольных учреждениях воспитатели также должны уделять внимание профилактике офтальмологических заболеваний у детей. В младших группах на это отводят 2-3 минуты, а в старших – 4-5 минут.
Разминку для глаз проводят дважды в день. Комплекс упражнений адаптируют к возрасту воспитанников – для самых маленьких предлагаются картинки и предметы, за движением которых нужно следить, для детей постарше – выполнение движений глазами, сопровождающееся стишками и песенками.
Обычно в комплекс входит до 5 упражнений. Детям предлагают закрыть и потереть глаза ладошками, пройти взглядом по контурам геометрических фигур, посмотреть вверх-вниз и вправо-влево. Кроме того, разработаны специальные карточки для проведения разминки для глаз в детском саду.
Во время посещения малышами дошкольных учреждений, профилактике глазных заболеваний можно уделять совсем немного времени, но уже в первом классе ситуация меняется. Разминка для детей на уроке для глаз становится необходима, так как риск развития близорукости возрастает в связи с непривычно продолжительными зрительными нагрузками.
Школьникам рекомендуется выполнять упражнения 2-3 раза в течение учебного дня. Учитывая, что времени на это у учеников мало, разминки для глаз делают короткими – около 5 минут.
Комплекс упражнений для снятия зрительной нагрузки и расслабления глаз для школьников:
- Быстро поморгать глазами, как будто бабочка машет крыльями.
- Посмотреть на переносицу, а затем вперед.
- Поочередно переводить взгляд вверх, вниз, влево и вправо.
- Посмотреть одним глазом, плотно закрывая другой ладонью. Затем тоже самое проделывают со вторым.
Каждое упражнение разминки для глаз выполняют 8-10 раз. При этом нужно держать голову прямо.
Американский окулист У. Бейтс в качестве разминки для глаз для школьников предлагает еще несколько упражнений, которые удобно выполнять на уроке. Чтобы избежать повышения глазного давления, следует ненадолго закрыть глаза и прикрыть их руками так, чтобы пальцы ладоней были скрещены на лбу.
Для снижения дискомфорта и улучшения глазного кровообращения, нужно 2-3 раза поочередно повернуться всем корпусом в одну и в другую сторону. Эффект можно усилить самостоятельным массажем. Для этого глаза закрывают и аккуратно гладят веки кончиками пальцев. Затем рекомендуется помассировать брови, края глазниц и скулы.
Какой результат дает разминка для глаз?
Длительное напряжение глазных мышц приводит к постепенному снижению зрения, так называемой «ложной близорукости», вызываемой спазмом аккомодации. Поэтому профилактические меры очень важны.
Регулярно выполняя разминку для глаз, вы сможете:
- укрепить глазодвигательные мышцы и снять их перенапряжение;
- избавиться от симптомов утомления глаз (слезотечение, резь, жжение, затуманенность зрения);
- снизить риск развития близорукости.
Ребенку она также помогает успокоиться и переработать полученную информацию. Эффективность разминки для глаз высока, если цель – сохранение зрения и избавление от глазного дискомфорта, но справиться с уже имеющимися офтальмологическими заболеваниями она не может.
Способность видеть – важнейшее из чувств восприятия мира человеком, настоящую ценность которого осознаешь, только потеряв его. Чтобы этого не произошло, заботиться о здоровье глаз, выполняя разминку и давая им отдых, следует своевременно и регулярно.
Источник: https://okulist.pro/vosstanovlenie-zreniya/uprazhneniya-dlya-glaz/razminka.html
Картотека по теме: Гимнастика для глаз в стихах
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)
«Белка»
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
(Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).
«Теремок»
Терем- терем- теремок!
(Движение глазами вправо- влево.)
Он не низок, не высок,
(Движение глазами вверх- вниз.)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
(Моргают глазами.)
«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики ).
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей.
(Смотрят вверх.)
Капель, капель не жалей.
(Смотрят вниз.)
Только нас не замочи.
(Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи.
«Кошка»
Вот окошко распахнулось,
(Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх.
(Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз.
(Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась.
(Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
(Дети приседают.)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
(Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи.
(Закрывают глаза руками.)
«Кот»
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
«Качели»
Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть глазами вверх, вниз)
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть вверх, вниз)
«Лучик»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
«Ночь»
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 — 4 раза)
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы — ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет — старушка, смотрят вправо
Справа сосенки — подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.
- Раз –налево, два – направо,
- Три –наверх, четыре — вниз.
- А теперь по кругу смотрим,
- Чтобы лучше видеть мир.
- Взгляд направим ближе, дальше,
- Тренируя мышцу глаз.
- Видеть скоро будем лучше,
- Убедитесь вы сейчас!
- А теперь нажмем немного
- Точки возле своих глаз.
- Сил дадим им много-много,
- Чтоб усилить в тыщу раз!
***
- Мы гимнастику для глаз
- Выполняем каждый раз.
- Вправо, влево, кругом, вниз,
- Повторить ты не ленись.
- Укрепляем мышцы глаза.
- Видеть лучше будем сразу.
- Глазки вправо, глазки влево,
- И по кругу проведем.
- Быстро – быстро поморгаем
- И немножечко потрем.
***
- Посмотри на кончик носа
- И в «межбровье» посмотри.
- Круг, квадрат и треугольник
- По три раза повтори.
- Глазки закрываем,
- Медленно вдыхаем.
- А на выдохе опять
- Глазки заставляй моргать.
- А сейчас расслабились
- На места отправились.
- Автобус.
- Мы в автобусе сидим,
- Во все стороны глядим.
- Глядим назад, глядим вперед,
- А автобус не везет.
- Внизу речка – глубоко,
- Вверху птички – высоко.
- Щётки по стеклу шуршат
- Все капельки смести хотят.
- Колёса закружились
- Вперёд мы покатились.
- Сова.
- В лесу темно.
- Все спят давно.
- Только совушка -сова,
- большая голова,
- На суку сидит,
- во все стороны глядит.
- Вправо, влево, вверх и вниз,
- Звери, птицы, эх, держись!
- осмотрела все кругом –
- за добычею бегом!
- Часы
- Тик-так, тик-так
- Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
- Налево раз, направо раз,
- Мы тоже можем так,
- Тик-так, тик-так.
* * *
- Мы ладонь к глазам приставим,
- Ноги крепкие расставим.
- Поворачиваясь вправо,
- Оглядимся величаво.
- И налево надо тоже
- Поглядеть из под ладошек.
- И – направо! И еще
- Через левое плечо!
- «Хомка»
- Хомка — Хомка хомячок,
- Полосатенький бочок.
- Хомка рано встаёт
- Глазки свои Хомка трет.
- Поморгает – раз, два, три
- Вдох и выдох. Посмотри
- Далеко ручей бежит,
- На носу комар пищит.
- Смотрит Хомка выше, ниже,
- Вправо, влево, дальше, ближе…
- Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
«Жук»
(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)
- К журавлю жук подлетел,
- Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »
- Вот он вправо полетел,
- Каждый вправо посмотрел.
- Вот он влево полетел,
- Каждый влево посмотрел.
- Жук на нос хочет сесть,
- Не дадим ему присесть.
- Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »
- Жук, вот правая ладошка,
- Посиди на ней немножко.
- Жук, вот левая ладошка,
- Посиди на ней немножко.
- (Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)
- Жук наверх полетел
- И на потолок присел.
- На носочки мы привстали,
- Но жука мы не достали.
- Хлопнем дружно—
- Хлоп-хлоп-хлоп,
- Чтобы улететь он смог.
- «Ж-ж-ж. »
- «Дождик»
- Капля первая упала — кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
- И вторая пробежала — кап!
- Мы на небо посмотрели, (то же самое)
- Капельки кап — кап запели,
- Намочились лица.
- Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
- Туфли — посмотрите — (показывают вниз и смотрят)
- Мокрыми стали.
- Плечами дружно поведем (движения плечами)
- И все капельки стряхнем.
- От дождя убежим.
- Под кусточком посидим. (приседают)
- «Самолет»
- Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)
- С ним собрался я в полет,
- Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и прослеживают взглядом)
- Посмотрел.
- Левое крыло отвел,
- Поглядел.
- «Тишина»
- Мы устали все чуть — чуть.
- Предлагаю отдохнуть.
- Отдыхайте наши уши
- Тишину мы будем слушать.
- И глаза мы закрываем,
- И они пусть отдыхают.
- В тишине представить море,
- Свежий ветер на просторе.
- За волной плывет волна,
- А в округе тишина.
- Наши глазки так устали,
- Мы писали, рисовали,
- Встанем дружно по порядку,
- Сделаем для глаз зарядку.
Ночь. Темно на улице.
- Надо нам зажмурится.
- Раз, два, три, четыре, пять
- Можно глазки открывать.
- Снова до пяти считаем,
- Снова глазки закрываем.
- Раз, два, три, четыре, пять
- Открываем их опять.
- А теперь всем вместе нужно
- Поморгать глазами дружно.
- Вправо — влево посмотрите,
- Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
- Повторяем все еще.
- “Цветы”
- Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро)
- Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза)
- Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам) .
- «Ах, как долго мы писали»
- Ах, как долго мы писали (Поморгать глазами.)
- Глазки у ребят устали.
- Посмотрите все в окно ( Посмотреть влево – вправо.)
- Ах, как солнце высоко (Посмотреть вверх.)
- Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками.)
- В классе радугу построим (Посмотреть по дуге вверх )
- Вверх по радуге пойдем (Вправо и вверх – влево.)
- Вправо, влево повернём ( Поворачиваем вправо, влево)
- А потом скатимся вниз (Посмотреть вниз.)
- Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и
- поморгать ими.)
- “Весёлая неделька”
- — Всю неделю по — порядку,
- Глазки делают зарядку.
- — В понедельник, как проснутся,
- Глазки солнцу улыбнутся,
- Вниз посмотрят на траву
- И обратно в высоту.
- (Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)
- — Во вторник часики глаза,
- Водят взгляд туда – сюда,
- Ходят влево, ходят вправо
- Не устанут никогда.
- (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)
- — В среду в жмурки мы играем,
- Крепко глазки закрываем.
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Будем глазки открывать.
- Жмуримся и открываем
- Так игру мы продолжаем.
- (Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.)
- — По четвергам мы смотрим вдаль,
- На это времени не жаль,
- Что вблизи и что вдали
- Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)
- В пятницу мы не зевали
- Глаза по кругу побежали.
- Остановка, и опять
- В другую сторону бежать.
- (Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)
- — Хоть в субботу выходной,
- Мы не ленимся с тобой.
- Ищем взглядом уголки,
- Чтобы бегали зрачки.
- (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)
- В воскресенье будем спать,
- А потом пойдём гулять,
- Чтобы глазки закалялись
- Нужно воздухом дышать.
- (Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)
- — Без гимнастики, друзья,
- Нашим глазкам жить нельзя!
***
- В правую руку свой мячик возьми, (Взор следует за мячом)
- Над головою его подними
- И перед грудью его подержи.
- К левой ступне не спеша положи.
- За спину спрячь и затылка коснись.
- Руку смени и другим улыбнись. (В какой руке у нас сейчас мяч)
- Правого плечика мячик коснётся.
- И ненадолго за спину вернётся.
- С голени правой да к левой ступне,
- Да на живот – не запутаться б мне.
***
Дружно встали. Раз! Два! Три!
- Мы теперь богатыри!
- (руки в стороны)
- Мы ладонь к глазам приставим,
- Ноги крепкие расставим.
- Поворачиваясь вправо,
- (поворот вправо)
- Оглядимся величаво,
- (поворот влево)
- Поглядеть из под ладошек.
- И направо, и еще
- (поворот вправо)
- Через левое плечо
- (поворот влево)
- Буквой “Л” расставим ноги
- Точно руки в боки
- Наклонились влево, вправо.
- Получается на славу!
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/06/15/metodicheskaya-podborka