Действия тьютора
Источник: R. Simpson, S.R. de Boer-Ott, B. Smith-Myles. Inclusion of leaners with autism spectrum disordes in general education set… // Topics in Language Disordes. 2003. 23 (2): 116.
Жесты и язык тела:
- Типы движения взрослого, находящегося рядом с учеником (большие, маленькие, резкие и т.д.), объем движений;
- Близость взрослого к ученику; излишней «прилипчивости» или нависания необходимо избегать (тьютор не сидит и не стоит рядом с ребенком постоянно), близость постоянно корректируется на основе деятельности и потребностей учащегося;
- Положение тела во время разговора или при оказании помощи; тьютор находится на уровне ученика и не заслоняет учителя или доступ к материалам или сверстникам;
- Взрослые используют моделирование соответствующей деятельности или поведения как метод косвенных подсказок.
Речь:
- Использование специальных описательных слов, а не общих терминов (то есть, не «молодец», а «ты хорошо сидишь»);
- Использование спокойного, уравновешенного, твердого тона во всех ситуациях; слова, используемые для похвалы, перенаправления или коррекции, являются не монотонными, но и не произносятся повышенным или ненормальным тоном, гнев, разочарование или тревога не демонстрируются в тоне голоса;
- Использование слов, которые помогают учащемуся сфокусироваться на деятельности или заданиях, которыми он должен заниматься, а не на заданиях, которые он выполняет несоответствующим образом;
- Использование высказываний и инструкций, которые являются твердыми и не имеют вопросительную форму; то есть, «давай сделаем…», «а теперь время каждому…», «нам нужно…».
Анализ задач:
- Сложные действия разбиваются на отдельные шаги на основании потребностей ученика; ученику предоставляется пронумерованный список шагов с поощрением за выполнение каждого из них, или же ученику предоставляют только соответствующие материалы, а также словесные инструкции для каждого шага;
- Учебные материалы видоизменяются в соответствии с потребностями и продвижением ученика;
- Тьютор использует упрощенные вербальные инструкции для объяснения заданий или деятельности;
- Материал повторяется неоднократно, чтобы обеспечить овладение понятиями и навыками
- Критерии успешного выполнения заданий разрабатываются в соответствии с потребностями ученика. Разработка критериев происходит до того, как ученик начинает принимать участие в деятельности;
- Инструкции предоставляются таким образом, чтобы они были поняты ученику наилучшим образом; например, от целого к части, от части к целому, визуальные подсказки, моделирование и т.д.
Проблемы с переключением от одной деятельности на другую:
- Использование стимулов/подсказок для помощи ученику в переходах из одного места в другое или от одной деятельности к другой; например, от дома до школы – обеспечение ученика «работой», которую он должен выполнить, чтобы начался урок, от деятельности к деятельности – присутствует естественное поощрение в самой последующей деятельности;
- Использование предупреждения до прекращения деятельности или задания;
- Отсутствие подробных описаний или упоминаний последующей деятельности (в ходе выполнения предыдущей), если эта деятельность не является предпочтительной для ученика;
- Сбор данных и анализ данных о проблемах с переходами — трудности не всегда заключаются в переходе от мотивационной деятельности к немотивационной.
Манипуляции предшествующими факторами и последствиями:
- Использование проактивных методик для предотвращения нежелательного поведения; анализ и манипуляции предшествующими факторами для предотвращения появления нежелательного поведения;
- Использование стратегий для перенаправления или отвлечения студента от участия в самостимуляции или других социально-неприемлемых видах деятельности.
- Использование данных для постоянной коррекции поведенческих вмешательств; уменьшение потребности в манипуляции последствиями (если поведение продолжает происходить, значит, в окружающей среде есть последствия, которые поддерживают это поведение)
- Использование подходящих и естественных последствий в случае ненадлежащего поведения, а не произвольных последствий
- Использование подходящих и естественных поощрений в случае приемлемого поведения, а не произвольного или первичного усиления
Тьютор содействует надлежащему:
1) Включению целей и задач в учебную программу;
- Использованию «матрицы», которая соответствует задачам и целям деятельности ученика, а также заданиям и учебной программе в классе;
- Сбору данных, которые позволяют учителю /специалисту специального образования ежедневно отслеживать прогресс в приобретении навыков у ученика (задачи и цели);
- Процессу разработки учебной деятельности для всего класса или заданий, которые используют задачи и цели включающегося ученика как задачи и цели для всех учащихся;
- Процессу воссоздания ситуаций для социального взаимодействия в рамках общеобразовательной деятельности (когда это уместно);
2) Выполнению заданий;
- Функциональной оценке поведения учащегося, если он не участвует в выполнении задания или деятельности (уровень или способности по сравнению с уровнем сложности задания; фрустрация в сравнении с невыполнением)
- Предоставлению инструкций соответствующим образом, чтобы они были поняты учеником наилучшим образом; т.е., визуальные, слуховые, моделирующие, кинестетические
- Использованию наименее интенсивных подсказок в ходе оказания помощи ученику при выполнении задания;
- Использованию минимальных физических подсказок, если учащийся застопорился на чем-либо, или вербальных подсказок, которые фокусируют ученика на том, что нужно начать делать (например, учащийся играет с карандашом, взрослый физически располагает руку учащегося с карандашом над линией для написания имени и говорит «напиши свое имя»);
- Поощрению старания учащегося выполнить задание (даже если некорректно);
- Процессу оценки способностей ученика и предотвращения сравнения достижений ученика с достижениями его сверстников;
3) Обобщению навыков;
- Праймингу;
- Процессу уменьшения интенсивности подсказок;
- Использованию поощрений для выполнения академических заданий;
- Использованию поощрений для активного участия в деятельности класса;
4) Процессу формирования независимости учащегося;
- Процессу постепенного отдаления тьютора;
- Предотвращению зависимости от подсказок;
- Дифференциации последствий (усилению хорошего поведения и игнорированию неразрушительного неприемлемого поведения);
5) Последовательному и структурированному процессу применения обучающих процедур;
6) Внедрению общих правил и систем поощрения для всех учеников в классе.
…
Источник перевода