C 19 по 21 апреля 2018 года в Москве прошла VI Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения», где ведущие специалисты из США, Великобритании, Израиля, Италии, Индии, Саудовской Аравии, Египта и России представили новейшие методики инклюзии и адаптации в обществе людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В конференции приняли участие ученые области генетики, неврологии, молекулярной биологии и нейробиологии международного уровня, среди них: профессор Стивен Эдельсон (Autism Research Institute, США), психолог Даниель Риззи (Италия), доктор Дирк Досше (профессор университета Миссисипи, США), профессор Лея Шейкед (Иерусалимский Университет, Израиль), ABA-психолог Юн Ченг (Гонконг), президент АНО «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень (Россия) и другие российские научные специалисты.
В этом году программа конференции представила самые актуальные направления мировых исследований в области аутизма. В своих докладах, лекциях и мастер-классах эксперты из области поведенческих наук и деятельностной педагогики рассмотрели новейшие, научно-доказательные методики по обучению лиц с РАС – от раннего вмешательства до функционального обучения взрослых с аутизмом в том числе: обучение навыкам и коррекция поведения, инклюзивная среда, медико-биологическая сторона аутизма, роль семьи в реабилитации, развитие пациентского (родительского) движения.
Большое внимание в программе конференции было уделено инклюзивному образованию, его развитию для учеников с аутизмом, международному и отечественному опыту включения таких учеников и подходов для более эффективного обучения и социализации. Одним из ключевых вопросов было правовое регулирование инклюзивного образования в России и мире.
В ходе дискуссий участники конференции пришли к единому мнению, что в правовом поле нет однозначности в ключевых дефинициях по инклюзивному образованию, что в свою очередь вызывает опасные разночтения. В том числе, в обществе нет единого понимания, что такое инклюзия – это право человека обучаться совместно с другими. «Инклюзия – это не привилегия или льгота, это способ изменения школ», — считает политолог, доцент РАНХиС Екатерина Шульман.
«Сейчас мы имеем достаточно хороший ФГОС для детей с ОВЗ, — комментирует Организатор конференции Екатерина Мень ходе круглого стола «Инклюзивное образование. Право и закон», — но на данный момент он методологически некорректен. Это связано с тем, что ФГОС был сформирован в тот период, когда от общества еще не было полноценного запроса на инклюзию. Сейчас развитие инклюзивного образование зависит от личности директора школы, от степени правовой подготовленности родителей, а этого не должно быть. До тех пор, пока реализация тех или иных правовых норм упирается в чью-то личность, регуляторные механизмы не работают».
Спикеры также сошлись во мнении, что существенной проблемой на сегодняшний день является неосведомленность общества об аутизме. Людей с РАС часто воспринимают неправильно, опасаются и не умеют выстраивать с ними отношения. Этому в том числе способствует и терминология – ОВЗ (Особые Возможности Здоровья). Но аутизм не синдром, не болезнь, это целый спектр симптомов, которые у людей с аутистическими расстройствами проявляются по-разному. Ученые подчеркивают, что аутисты могут и должны жить в обществе, не изолированно, учась и работая в той же среде, что и обычные люди. Очень важно помогать людям с особенностями не только взаимодействовать с социумом, но и реализовать себя в профессиональной сфере. Стивен Эдельсон сделал акцент на необходимости дополнительного образования для людей с аутизмом: «Дети с аутизмом очень часто сосредоточены на себе, на своем интересе, и иногда получаются хорошие художники, талантливые музыканты. Важно поощрять и развивать такие таланты». Поэтому критически важно внедрить новый термин – люди с Особыми Образовательными Потребностями.
В ходе конференции также были представлено пилотное исследования «Образ школьника с РАС глазами одноклассников», проведенным педагогами-дефектологами АНО «Центр проблем аутизма». По предварительным данным ученики средней школы воспринимают своих одноклассников с РАС иначе, нежели чем взрослые. Большинство детей считают, что их одноклассники ведут себя нормально и спокойно и всего лишь испытывают небольшие сложности по некоторым предметам. Что в свою очередь подтверждает неосведомленность общества и чрезмерные опасения руководства школ к вопросу инклюзии и обучению детей с РАС.
«Одна из основных задач на текущий момент – это выработка рекомендаций и поправок в текущее законодательство, которые мы сможем предложить по итогам исследования «Инклюзивное образование. Согласие с законом», — подчеркнула Екатерина Мень – Организатор конференции, член Экспертного совета по организации образования для лиц с РАС Министерства образования РФ, — Это будет большой шаг в ходе глобальных изменений в образовательной среде.
ИСТОЧНИК