Источник: Navigation Behavioral Consulting
Распространенная критика прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA) для помощи детям с аутизмом состоит в том, якобы, она скучна и неприятна для ребенка. Мол, занятия АВА — скучны, механистичны, однообразны и так далее. Одна моя клиентка сказала мне до начала вмешательства, что ее родителей беспокоит АВА, потому что они слышали, что это все равно, что приставить ротного командира к ребенку, а им не хотелось бы такого для ее сына. Я часто задавалась вопросом, почему многие люди думают, что АВА никак не связан с весельем: ведь я прочла столько статей, видела столько сессий, говорила со столькими поведенческими аналитиками о работе с мотивацией ребенка и о том, как устроить ему веселье во время сессии. В этой статье я попытаюсь определить некоторые причины появления этого мифа и объяснить, почему этот миф является ложным.
Откуда появился этот миф?
1. Первая причина появления этого мифа в том, что когда Ловаас впервые начал применять принципы поведенческого анализа в своих вмешательствах среди аутичных детей, то его сессии были очень структурированными, иногда включали физические наказания, и ничего веселого там точно не было. Однако важно не забывать, что исследования Ловааса проводились в 60-е и 70-е годы прошлого века. В те времена детей пороли прямо в школах, а представления об эффективном обучении детей кардинально отличались от современных взглядов. Учителя самых обычных школьных классов также не поощряли веселые занятия учеников. Кроме того, исследование проводилось в то время, когда никакого прогресса в обучении детей с аутизмом не существовало, и стандартной практикой была отправка таких детей в интернат.
Важно не забывать еще один факт: Ловаас просто был первым, кто начал применять некоторые принципы АВА с детьми с аутизмом, однако в своей работе он не использовал все имеющиеся на тот момент исследования из области АВА. И, конечно, исследования в науке о поведении значительно продвинулись с 60-х и 70-х годов, так что тот АВА, который применяется сейчас с детьми с аутизмом, да и с любыми другими клиентами, радикально отличается от практики Ловааса во многих отношениях.
2. Вторая причина существования этого мифа в том, как СМИ, родители и другие люди, не имеющие подготовки в поведенческом анализе, изображают АВА. Раньше я думала, что причина этого в том, что они видели видео или читали описания АВА, восходящие к периоду ранних работ Ловааса. Тем не менее, проведя небольшое исследование в течение последних нескольких дней, я начала понимать, что такое понимание АВА связано с описаниями людей, которые говорят, что они занимаются АВА, видео на Youtube и даже некоторыми поведенческими аналитиками, которые объясняют, как они работают с детьми.
Лично я долгие годы постоянно училась тому, как важно играть и веселиться во время обучающих сессий, так что для меня это стало естественным. Я не осознавала, что до сих пор существуют поведенческие аналитики, которые не веселятся во время сессий АВА. Однако это не значит, что АВА — это не весело. Это лишь значит, что некоторые поведенческие аналитики не используют мотивационные компоненты в своих программах. Это также значит, что есть люди без подготовки в области прикладного анализа поведения, которые не следят за исследованиями в этой области, но услышали про ранние работы Ловааса и решили сами построить программы на их основе.
Почему этот миф ложный?
Я только что сказала, что поведенческие аналитики и люди, утверждающие, что они занимаются АВА, несут ответственность за существование этого мифа, и в то же время я утверждаю, что этот миф ложный. Как такое возможно? АВА — это прикладная наука, которая изучает, как люди учатся. Так что сам по себе АВА не может быть ни веселым, ни директивным, ни авторитарным и т. д. Кто-то может считать изучение принципов АВА интересным или занудным занятием, но это не значит, что практическое применение этих принципов не может быть веселым/скучным.
На самом деле, когда люди говорят, что АВА — это не весело, они имеют в виду что-то вроде: «Люди, которые занимались по программе АВА с моим ребенком не веселились». Поведение, связанное с весельем, различается у разных людей: некоторые люди более креативные и забавные, чем другие. Так что некоторые поведенческие аналитики больше играют и веселятся во время сессий, чем другие. Стиль работы по программам может быть выученным и часто создается осознанно. Я не особенно творческий человек, и мои игры в детстве были довольно ограниченны, но я потратила много времени и усилий, чтобы выйти за собственные пределы и стать более веселой и творческой. Я все еще учусь этому, и наверняка есть более забавные поведенческие аналитики, чем я.
Миф также является ложным, потому что исследования в области анализа поведения говорят о том, что если развивать мотивацию ребенка, в том числе встраивать навыки, которым вы его обучаете, в приятные и веселые занятия, использовать во время занятий интересы/увлечения ребенка и так далее, то это ведет к значительно более быстрому овладению навыками и уменьшению проблемного поведения.
Этический кодекс поведенческих аналитиков, сформулированный Сертификационным комитетом поведенческих аналитиков, требует, чтобы мы использовали техники, основанные на данных научной литературы. Таким образом, когда аналитик не использует «веселье» (развитие мотивации ребенка, включение целевых навыков в приятные занятия и т.д.), то, строго говоря, он не занимается АВА-терапией наиболее эффективным образом и не следует кодексу поведенческих аналитиков.
Я рекомендую, чтобы родители убедились, что их специалист действительно занимается работой с мотивацией ребенка и знает, как повеселиться. Почти всегда должны быть какие-то структурированные занятия за столом, но объем времени для таких занятий зависит от потребностей конкретного ребенка, особенно от того, является ли ребенок школьником и требуют ли от него работать за столом в школе. Однако даже во время работы за столом можно веселиться, и в любом случае также нужно учитывать в работе интересы и мотивацию ребенка.
Я рекомендую, чтобы специалисты отказались от ригидности и изучили данные исследований. Только потому, что когда-то вас учили отдельным пробам за столом, и только потому, что лично вам может быть сложно «веселиться», не стоит игнорировать исследования и не включать подобный компонент в ваши вмешательства.
Кроме того, хотя исследования указывают на то, что использование интересов ребенка и развитие его мотивации более эффективно, необходимы новые исследования для определения того, как вовлечь ребенка (что если мы не можем определить, что интересует ребенка), и до какой степени вмешательством должен «руководить ребенок» или «руководить взрослый», чтобы обеспечить оптимальное обучение и приобретение навыков.
Наконец, необходимы исследования по наиболее эффективным способам обучения специалистов тому, как веселиться и мотивировать ребенка во время сессий.
Ресурсы для «веселья»
Ниже приводится список ресурсов, которые, как мне кажется, могут сделать сессии терапии веселее:
1. Понаблюдайте за сессиями других специалистов, которые уже много играют и веселятся во время работы.
2. Попробуйте делать что-то, что вам нравилось, когда вы были ребенком.
3. Метод проб и ошибок требует времени, так что не сдавайтесь после первой попытки. Множество раз я пыталась попробовать что-то со своим клиентом, а он просто сидел и никак не реагировал. Обычно я продолжаю это занятие в течение сессии, а потом еще несколько сессий, чтобы ребенок привык к нему, и тогда больше шансов, что ему это понравится. Если после нескольких сессий ребенок не проявляет никакой реакции, то я отказываюсь от этого занятия. Кроме того, если ребенку категорически что-то не нравится, и он заплакал или пытается уйти, то просто отложите это.
4. Понаблюдайте за тем, как родители взаимодействуют с ребенком. Если сессии проводите лично вы, то попытайтесь играть с ребенком так же, как это делают родители и/или объединитесь с родителем. Некоторым детям нравится, когда мама поднимает их вверх, но они против того, чтобы их поднимал кто-либо еще, и если вы попробуете это без мамы в комнате, то ребенку это не понравится. Так что важно работать в зоне комфорта ребенка и общаться с ребенком, когда он чем-то занимается с предпочитаемым человеком, а потом медленно переходить к этому же занятию вместе с вами.
5. Я рекомендую ознакомиться с книгами и исследованиями на темы разделенного внимания, обучения основным (пивотальным) реакциям, мотивации и идеям для игр с аутичными детьми.
6. Также существуют книги по «построению отношений» с аутичными детьми. Хотя эффективность таких подходов не была подтверждена исследованиями, в таких книгах часто рекомендуются занятия, которые приятны и веселы, и их можно использовать во время сессий. Лучший тому пример — терапия развитием отношений (DIR). Сам по себе этот метод не подтвержден научными исследованиями, но в нем описаны занятия, которые вполне подходят для поведенческого анализа и могут стать прекрасным источником идей для веселых сессий терапии.
ИСТОЧНИК