«

»

Татьяна

Распечатать Запись

Критерии определения аутизма в МКБ-10 и ДСС-1У(ААП, 1994)

Источник: Ольга Богдашина «АУТИЗМ: определение и диагностика»

Скачать саму книгу можно ЗДЕСЬ.

В последние годы к диагностике психических нарушений применяют эмпирический подход. Это означает, что целью диагностики является выявление специфических нарушений, которые идентифицируются наличием определенного набора поведенческих симптомов На эмпирическом подходе основаны и современные классификационные диагностические системы — Международная Классификация Болезней (МКБ-10 (Всемирная Организация Здравоохранения, 1992) и Диагностико-Статистический Справочник психических нарушений (ДСС-IV) (Американская Ассоциация Психиатров, 1994) Эти две системы являются феноменологическими по своей ориентации, те они ограничиваются перечислением клинических черт нарушений, не рассматривая этиологию или патогенез.

Описание поведенческих характеристик аутизма в этих двух системах почти идентично. Они основываются на триаде нарушений, сформулированной Лорной Винг (1993).

Обе системы имеют категорию «Первазивные (общие) нарушения развития» которые включают в себя 5 нарушений, аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, дезинтеграционное нарушение и атипичный аутизм (МКБ-10), неспецифическое ПНР (ДСС-IV).

Ниже приведены критерии определения аутизма в этих двух системах:

МКБ-10 (ВОЗ, 1992)

84.0 АУТИЗМ

  1. Проявления аномального развития до 3-х летнего возраста.
  2. Качественные нарушения в социальном взаимодействии (3 из следующих 5):
    1. отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, использование жестов неадекватно ситуации;
    2. неспособность к установлению (адекватным для умственного развития способом и несмотря на наличие необходимой возможности) дружеских отношений, которые бы характеризовались взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;
    3. отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, и/или неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;
    4. отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою собственную радость с другими людьми;
    5. отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.
  3. Качественные нарушения в коммуникации (2 из следующих 5):
    1. задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;
    2. неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;
    3. стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;
    4. аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;
    5. отсутствие разнообразия при ролевой игре, или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.
  4. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий (2 из следующих 6):
    1. всепоглощенность стереотипными и ограниченными интересами;
    2. специфическая привязанность к определенным предметам;
    3. настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;
    4. стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;
    5. настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);
    6. расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.
  5. Клиническая картина не соответствует другим первазивным нарушениям развития специфическому нарушению рецептивной речи со вторичными социоэмоциональными проблемами, реактивному нарушению привязанности, или расторможенному нарушению привязанности, умственной отсталости с эмоциональным/поведенческим нарушением, шизофрении с необычно ранним началом, и синдрому Ретта.

ДСС-1У(ААП, 1994)

299 00 АУТИЗМ

А. Шесть (или более) из (1), (2) и (З): не менее 2 из (1) и по одному из (2) и(3):

  1. Качественные нарушения социального взаимодействия, представленные, по крайней мере, двумя из следующих
    1. явные нарушения в невербальном общении, отсутствие взгляда глаза в глаза, странное выражение лица, положение тела, жесты, неадекватные ситуации общения;
    2. неспособность устанавливать соответствующие уровню развития дружеские отношения со сверстниками;
    3. отсутствие проявления желания поделиться с другими своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносят и не показывают другим предметы, которые их интересуют);
    4. отсутствие социального или эмоционального отклика.
  2. Качественные нарушения в области коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
    1. задержка или полное отсутствие вербальной речи (без каких-либо попыток компенсировать это посредством альтернативных способов коммуникации, таких как жесты или мимика);
    2. у людей, обладающих адекватной речью, явное нарушение способности начать или поддержать разговор с другими;
    3. стереотипии или повторения в языке, идиосинкразия;
    4. отсутствие разнообразия и изменений в ролевой игре или в игре, предполагающей социальную имитацию, на соответствующем развитию ребенка уровне.
  3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов, действий, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
    1. всепоглощенность одной или более стереотипными моделями интереса, ненормальными по своей интенсивности или сосредоточенности;
    2. явная жесткая приверженность к специфическим, нефункциональным ритуальным действиям и заведенному установившемуся порядку;
    3. стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы (например, взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела);
    4. настойчивое внимание к частям предметов.

В. Задержка или аномальное функционирование, по крайней мере, в одной из следующих областей, которое проявляется до 3-х летнего возраста:

  1. социальное взаимодействие
  2. использование языка в социальной коммуникации
  3. символическая игра или игра с использованием воображения

С. Проявления нарушения не соответствуют критериям нарушения Ретта или детскому дезинтеграционному нарушению.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://autism-info.ru/kriterii-opredeleniya-autizma-v-mkb-10-i-dss-1uaap-1994/