Источник: Ольга Богдашина «АУТИЗМ: определение и диагностика»
Скачать саму книгу можно ЗДЕСЬ.
В последние годы к диагностике психических нарушений применяют эмпирический подход. Это означает, что целью диагностики является выявление специфических нарушений, которые идентифицируются наличием определенного набора поведенческих симптомов На эмпирическом подходе основаны и современные классификационные диагностические системы — Международная Классификация Болезней (МКБ-10 (Всемирная Организация Здравоохранения, 1992) и Диагностико-Статистический Справочник психических нарушений (ДСС-IV) (Американская Ассоциация Психиатров, 1994) Эти две системы являются феноменологическими по своей ориентации, те они ограничиваются перечислением клинических черт нарушений, не рассматривая этиологию или патогенез.
Описание поведенческих характеристик аутизма в этих двух системах почти идентично. Они основываются на триаде нарушений, сформулированной Лорной Винг (1993).
Обе системы имеют категорию «Первазивные (общие) нарушения развития» которые включают в себя 5 нарушений, аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, дезинтеграционное нарушение и атипичный аутизм (МКБ-10), неспецифическое ПНР (ДСС-IV).
Ниже приведены критерии определения аутизма в этих двух системах:
МКБ-10 (ВОЗ, 1992)
84.0 АУТИЗМ
- Проявления аномального развития до 3-х летнего возраста.
- Качественные нарушения в социальном взаимодействии (3 из следующих 5):
- отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, использование жестов неадекватно ситуации;
- неспособность к установлению (адекватным для умственного развития способом и несмотря на наличие необходимой возможности) дружеских отношений, которые бы характеризовались взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;
- отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, и/или неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;
- отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою собственную радость с другими людьми;
- отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.
- Качественные нарушения в коммуникации (2 из следующих 5):
- задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;
- неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;
- стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;
- аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;
- отсутствие разнообразия при ролевой игре, или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.
- Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий (2 из следующих 6):
- всепоглощенность стереотипными и ограниченными интересами;
- специфическая привязанность к определенным предметам;
- настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;
- стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;
- настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);
- расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.
- Клиническая картина не соответствует другим первазивным нарушениям развития специфическому нарушению рецептивной речи со вторичными социоэмоциональными проблемами, реактивному нарушению привязанности, или расторможенному нарушению привязанности, умственной отсталости с эмоциональным/поведенческим нарушением, шизофрении с необычно ранним началом, и синдрому Ретта.
ДСС-1У(ААП, 1994)
299 00 АУТИЗМ
А. Шесть (или более) из (1), (2) и (З): не менее 2 из (1) и по одному из (2) и(3):
- Качественные нарушения социального взаимодействия, представленные, по крайней мере, двумя из следующих
- явные нарушения в невербальном общении, отсутствие взгляда глаза в глаза, странное выражение лица, положение тела, жесты, неадекватные ситуации общения;
- неспособность устанавливать соответствующие уровню развития дружеские отношения со сверстниками;
- отсутствие проявления желания поделиться с другими своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносят и не показывают другим предметы, которые их интересуют);
- отсутствие социального или эмоционального отклика.
- Качественные нарушения в области коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
- задержка или полное отсутствие вербальной речи (без каких-либо попыток компенсировать это посредством альтернативных способов коммуникации, таких как жесты или мимика);
- у людей, обладающих адекватной речью, явное нарушение способности начать или поддержать разговор с другими;
- стереотипии или повторения в языке, идиосинкразия;
- отсутствие разнообразия и изменений в ролевой игре или в игре, предполагающей социальную имитацию, на соответствующем развитию ребенка уровне.
- Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов, действий, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
- всепоглощенность одной или более стереотипными моделями интереса, ненормальными по своей интенсивности или сосредоточенности;
- явная жесткая приверженность к специфическим, нефункциональным ритуальным действиям и заведенному установившемуся порядку;
- стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы (например, взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела);
- настойчивое внимание к частям предметов.
В. Задержка или аномальное функционирование, по крайней мере, в одной из следующих областей, которое проявляется до 3-х летнего возраста:
- социальное взаимодействие
- использование языка в социальной коммуникации
- символическая игра или игра с использованием воображения
С. Проявления нарушения не соответствуют критериям нарушения Ретта или детскому дезинтеграционному нарушению.