«

»

Татьяна

Распечатать Запись

Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов.

Выделяют следующие нарушения функций организма:

  • нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)
  • нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, апалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.)
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
  • нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений)
  • висцеральные и метаболические нарушения (функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета)
  • нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)

На основе комплексной оценки различных параметров, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, с учетом их качественных и количественных значений выделяют ЧЕТЫРЕ степени их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения

2  степень — умеренные нарушения

3  степень — выраженные нарушения

4  степень — значительно выраженные нарушения.

Инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к полной либо частичной утрате способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными категориями жизнедеятельности, которые ограни­чивает инвалидность, являются способность к:

  • самообслуживанию
  • передвижению
  • ориентации
  • общению
  • контролю за своим поведением
  • обучению
  • труду

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности[1]:

Способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1    степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

2   степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3   степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц

Способность к самостоятельному передвижению  — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1    степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

2  степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3  степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц

Способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1    степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств

2   степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3  степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц

Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1    степень — способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи

2   степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3    степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц

Способность контролировать свое поведение — неспособность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально- правовых и морально-этических норм:

1     степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2    степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3   степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

Способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1   степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2  степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3  степень — неспособность к обучению

Наиболее важным в медико-социальной экспертизе является экспертиза способности человека к трудовой деятельности, при этом определяется:

  • способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
  • способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
  • способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
  • способность к мотивации труда;
  • способность соблюдать рабочий график;
  • способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

  • при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;
  • при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при которых возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанное™ трудовой деятельности.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма устанавливают группу инвалидности.[2]Критерии установления групп инвалидности

Критерием для определения ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  1. способности к самообслуживанию третьей степени;
  2. способности к передвижению третьей степени;
  3. способности к ориентации третьей степени;
  4. способности к общению третьей степени;
  5. способности контролировать свое поведение третьей степени.

Критерием для установления ВТОРОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  1. способности к самообслуживанию второй степени;
  2. способности к передвижению второй степени;
  3. способности к ориентации второй степени;
  4. способности к общению второй степени;
  5. способности контролировать свое поведение второй степени;
  6. способности к обучению третьей, второй степеней;
  7. способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.

Критерием для определения ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  1. способности к самообслуживанию первой степени;
  2. способности к передвижению первой степени;
  3. способности к ориентации первой степени;
  4. способности к общению первой степени;
  5. способности контролировать свое поведение первой степени;
  6. способности к обучению первой степени.

Экспертиза детской инвалидности построена на современной концепции ВОЗ, полагающей, что поводом для назначения инвалидности является не сама болезнь или травма, а степень тяжести их последствий, которые проявляются в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточ­ности.

Показаниями для установления инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных, приобретенных заболеваниях или после травм.

В соответствии с адаптированным вариантом «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» к категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Медицинские показания для определения инвалидности у детей включают в себя три раздела:

раздел 1 — перечень патологических состояний, приводящих к временному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при тяжелых, но обратимых расстройствах функций органов и систем и дающих право на установление инвалидности на срок от 6 месяцев до 2 лет;

раздел 2 — патологические состояния, приводящие к частичному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при прогнозируемой возможности полного или частичного восстановления нарушенных функций органов и систем. Различают две группы патологических состояний: 2А — с правом установления инвалидности сроком от 2 до 5 лет, т. е. переосвидетельствование проводится каждые 2—5 лет; 2Б — с правом установления инвалидности сроком до 5 лет и более, т. е. переосвидетельствование проводится не ча­ще, чем через 5 лет;

раздел 3 — патологические состояния, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности и к социальной дезадаптации ребенка при резко выраженных необратимых нарушениях функций органов и систем. Медицинское заключение по патологическим состояниям, регламентируемым разделом 3, оформляет­ся однократно до 16-летнего возраста.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

На основании экспертного решения МСЭ оформляется заключение в виде «Справки МСЭ», которая выдается инвалиду. В справке отмечается группа и причина инвалидности, трудовые рекомендации, срок очередного переосвидетельствования. Помимо справок, МСЭ в трехдневный срок направляет в учреждение извещение о принятом решении.

В тех случаях, когда освидетельствованный не согласен с принятым решением, он в течение месяца может подать письменное заявление председателю МСЭ или руководителю районного отдела социальной защиты.

_____________________________________________

[1] Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

[2] Группа инвалидности устанавливается гражданам, старше 16 лет. Экспертиза детской инвалидности не предусматривает дифференцировки по группам. При выявлении инвалидности в возрасте до 16 лет используется понятие «ребенок-инвалид».

Источник статьи

Постоянная ссылка на это сообщение: https://autism-info.ru/kriterii-ocenki-sposobnosti-kontrolirovat-svoyo-povedenie/