Что стоит за понятием «аутизм» и является ли он приговором ребенку?
Сейчас, после нескольких десятилетий интенсивных исследований в этой области, мы знаем гораздо больше об аутизме, чем раньше, но до сих пор нет общепринятого его определения. Существуют две полярные точки зрения. Одни считают, что аутизм — это нарушение развития. Другие рассматривают его как состояние. Возник даже термин «аутистическое состояние». Есть и промежуточная точка зрения, когда аутизм, в зависимости от проявлений, рассматривают и как состояние, и как нарушение.
Мы пытаемся различать тяжелые формы аутизма, которые нуждаются в коррекции, порой даже медикаментозной, и формы с высоким уровнем развития психических функций, когда достаточно только психологической поддержки в обучении, развитии и адаптации в обществе.
Некоторые исследователи полагают, что аутизм — это не одно специфическое состояние, а целый класс нарушений. Другие считают, что аутизм — это нарушение общего развития, вызванное дисфункцией мозга, которое приводит к тому, что человек не в состоянии осознать информацию, полученную через органы чувств. Третья группа ученых определяет аутизм как поведенческий синдром, рассматривая его как набор нескольких типов аномального поведения. Есть авторы, рассматривающие аутизм как поведенческий синдром и нарушение развития или как гетерогенное нарушение, характеризующееся широким спектром аномалий адаптивного поведения.
Общепринятые критерии аутизма — это нарушения поведения, проявляющиеся в сферах социального взаимодействия, социального общения (коммуникации), а также триада нарушений — в сферах социального взаимодействия, общения/коммуникации и воображения.
Получается, что аутизм — широкое понятие, при котором могут проявляться самые различные симптомы?
Да, существует классификация нарушений при аутизме. Это не официальная классификация, но все специалисты ею пользуются.
• Тяжелый аутизм, классический аутизм, синдром Каннера — это разные названия одного и того же. Мы имеем дело с ребенком, который не разговаривает, совсем не идет на контакт, может сидеть часами, раскачиваясь, погруженный в собственный внутренний мир. Некоторые дети из этой группы могут иметь тяжелые поведенческие проблемы, проявляющиеся в агрессии и аутоагрессии. Например, головой бьются о стену.
• Обычный аутизм. В данном случае дети также нуждаются в комплексной помощи.
• Высокофункциональный аутизм. Эти дети часто не только могут разговаривать, но и имеют нормальный IQ. При этом они испытывают трудности адаптации в обществе, не знают, как себя вести, как начать разговор с другим человеком.
• К следующей группе мы можем отнести детей с синдромом Аспергера. Специалисты выделили подгруппу людей, которые отличаются наивностью, не понимают общепринятых норм поведения; имеют ограниченные интересы, плохую координацию движений, неуклюжи; характеризуются повторяющейся речью, не соблюдают правил ведения диалога; не проявляют, что называется, здравого смысла.
Многие исследователи полагают, что аутизм — это проблема понимания сигналов, поступающих через органы чувств, особенно через зрение и слух. Когда информация у таких детей достигает мозга, она не складывается в целостную картину мира, что приводит к непониманию речи, а это, в свою очередь, вызывает неспособность к коммуникации. Таким образом, сторонники этой теории рассматривают аномальное поведение ребенка с аутизмом как сенсорную дисфункцию, что является отражением аномального восприятия им мира.
Именно поэтому аутичные дети кажутся отрешенными и живущими в своем собственном изолированном мире. Более того, огорчение и безысходность, вызванные неспособностью общаться, часто становятся причиной неадекватного поведения. Поскольку такие дети живут в мире искаженного восприятия, где ничто не является тем, чем кажется, не удивительно, что они подвержены сильному беспокойству, страху, и это отражается в поведении.
Каковы причины возникновения аутизма?
Если бы я знала ответ на этот вопрос, то получила бы Нобелевскую премию. Более чем в 90% случаев причины аутистического синдрома — генетические. Но здесь нет такой однозначной взаимосвязи как, например, при синдроме Дауна. Речь идет скорее о предрасположенности к аутизму. Например, кто-то из предков мог быть необщительным человеком, но с блестящими способностями в той или иной области. А в каком-то поколении это проявится в картине аутизма.
Профессор Лондонского университета Бэйли, который занимается этой проблемой, считает, что при аутизме важную роль играет не один ген, а их сочетание. Называют до 14 генов, но окончательный результат еще не получен. Многие боятся, что матерей с набором «генов аутизма» будут заставлять делать аборт. Известный исследователь аутизма Вэнди Лоусон говорит, что могла бы не появиться на свет, если б ее матери провели скрининг на аутизм. Действительно, в раннем детстве у Вэнди проявился этот синдром.
На самом деле определить аутизм заранее нельзя. Даже если ребенок родился отрешенным, пассивным, это не значит, что он таким и останется на всю жизнь. При правильной работе с таким ребенком он может достичь высокофункциональных уровней. Да, он останется аутистом, но может благополучно функционировать в обществе. Говоря об этом, часто вспоминают Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса.
Когда и как можно диагностировать аутизм?
Признаки аутизма проявляются примерно в 18 месяцев, иногда чуть позднее, хотя опытный специалист может заподозрить его гораздо раньше, месяцев в шесть-семь. Полная уверенность появляется примерно к трем годам. У аутиста очень неровная история развития. Он может быть умным, но не уметь завязать шнурки. Иногда, когда детки-аутисты начинают говорить, их первые слова очень забавны — хризантема, параллелограмм, а не мама и папа.
Диагноз ставится, если есть триада развития. Если в наличии любые два признака, то диагностируется атипичный аутизм.
Английские исследователи разработали Диагностическую карту аутизма (CHAT) для детей в возрасте до 18 месяцев. Согласно CHAT, в группу риска развития аутизма попадают дети, проявившие неспособность развить до 18 месяцев навыки в следующих трех ключевых действиях:
• «Протодекларативное указание» — указательный жест на предмет с целью привлечения внимания другого человека к этому предмету — не для того, чтобы получить этот предмет, а просто чтобы продемонстрировать свой интерес к нему.
• «Управление взглядом» — направление взгляда туда же, куда смотрит взрослый.
• «Игра понарошку».
Многие аутичные дети не показывают на предмет пальцем, а берут взрослого за руку и «толкают» ее в направлении нужного предмета. Когда мой сын был маленьким, он брал меня за руку, вел к холодильнику и прикладывал мою руку к ручке холодильника — он использовал ее как инструмент.
Как можно помочь аутичному ребенку?
Учитывая качества, присущие ребенку с аутизмом, мы прежде всего рассматриваем способы смягчения трудностей восприятия (перцептуальные трудности). Чтобы достичь этой цели и помочь детям с аутизмом, необходимо «войти» в их мир.
Для этого надо увидеть, услышать, почувствовать, ощутить запах и вкус их мира через их органы чувств, то есть воссоздать модель того, «второго», искаженного мира и затем найти соответствующие способы удалить искажения, выведя, таким образом, детей в наш, реальный мир. И лишь затем проводить коррекцию вторичных нарушений.
При выборе методов мы следуем рекомендации Донны Вильямс: «Если верблюду тяжело идти под грузом соломы на спине, самый простой способ облегчить ему задачу, это убрать как можно больше соломы…», а не тренировать верблюда «делать вид, что он может идти и нести этот груз».
Для нормализации сенсорного опыта людей с аутизмом используются специальные способы терапии и методы коррекции. Проблема в том, что, с одной стороны, люди с аутизмом имеют много общего, с другой стороны, каждый из них имеет свои собственные уникальные проблемы восприятия и стратегии адаптации к ним. А мы должны идентифицировать их и подобрать соответствующие методы коррекции.
Какие подходы в работе психолога с детьми-аутистами, на ваш взгляд, наиболее действенны?
Есть хорошая программа TEACCH — «North Carolina» (авторы Gary Mesibov и Eric Schopler). Специалисты, объединившись с родителями, разработали систему структурированного обучения. Сейчас весь мир работает по этой методике. Они первые сказали, что аутизм — на всю жизнь, но его можно скорректировать. В основе работы лежит структурирование пространства, времени и создание визуальных сигналов (меток). Кроме того, обязательно нужен учет особенностей сенсорного развития ребенка. Над этим я сейчас работаю.
Есть опросники для определения сенсорных предпочтений, где оцениваются все органы чувств ребенка. Он заполняется и родителями, и учителями. Потом, используя ключ, мы получаем сенсорный профиль ребенка. Из него видно, какая система у малыша преобладает или отстает: тактильная, визуальная, аудиальная. В зависимости от этого мы используем различные методы работы: если ребенок визуал, то работаем с картинками, зрительными образами, если аудиал — со звуками и т.д.
Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
ИСТОЧНИК СТАТЬИ