Отклонения в речевом развитии — один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.
Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым. На второй и третий годы жизни дети — аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Дима», не заменяя слово «тебя» на «меня»). Недостаточное развитие способности к функциональной речи, как считается, является отличительной чертой младенцев с расстройствами аутистического спектра. Так, при попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку, и сами редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми. Детям — аутистам трудно играть в игры, требующие воображения, и переходить от отдельных слов — обозначений к связному языку.
Среди аутичных детей есть большая группа, для которой характерно крайне стереотипное поведение, страхи, стремление к постоянству в окружающем, значительное недоразвитие и своеобразие речи. Без специальной, целенаправленной работы в таких случаях спонтанная коммуникативная речь не формируется. У всех детей этой группы обнаруживаются более или менее стойкие нарушения звукопроизношения, которые часто исправляются в процессе общей психолого-педагогической коррекции. Трудно преодолевается еще одно нарушение речевого развития у этой группы детей — реверсия местоимений, то есть использование ребенком второго и третьего лица вместо первого.
У некоторых аутичных детей речевое развитие проходит по иному: в раннем возрасте формирование речи не отличается от нормы, но фразовая речь появляется несколько позже, чем обычно, и часто является отраженной речью близких. Иногда после 2-2,5 лет отмечается регресс, который не достигает полного мутизма: появляются эхолалии без обращения, изредка — простые аграмматичные фразы, редко употребляются обращения, прямые утверждения и отрицания. Большинство таких детей интеллектуально сохранны и нередко одарены. Они рано осознают свою речевую несостоятельность, очень переживают по этому поводу, что может привести к невротическим расстройствам.
По данным исследований, базовые показатели владения языком, в том числе словарный запас и правописание, у высокофункциональных детей — аутистов 8-15 лет оказались не хуже, чем у контрольной группы, а у взрослых аутистов — даже лучше. В то же время обе возрастные группы аутистов показали сниженные результаты в сложных задачах, требующих использования образного языка, оценивающих способности понимать речь и делать выводы. Поскольку первое впечатление о человеке зачастую составляют по его базовым языковым способностям, исследования позволяют предположить, что люди при общении с аутистами склонны переоценивать степень их понимания.
Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. Этот подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется.
Методы поведенческого вмешательства, в частности прикладной анализ поведения формируют речь формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Это тоже процесс достаточно не быстрый, и часто приходится его начинать от обучения ребенка просто повторять движения за обучающим, через формирование имитации и подражания звукам до первых настоящих слов. На первых порах такая речь носит характер отдельных звуков, слогов, она часто механическая и лишена интонаций. Требуется достаточно упорная работа окружающих, родственников, педагогов, чтобы придать речи ребенка оттенки и сделать ее более натуральной. Часто у детей-аутистов вообще не удается развить экспрессивную речь, тогда более целесообразным считается развивать другие, неречевые формы общения — использование систем альтернативной коммуникации — карточки с рисунками, язык жестов и др. Альтернативные системы коммуникации, в частности, карточки с нарисованными предметами или действиями являются прекрасным, и часто единственным способом наладить общение с неговорящим (мутичным) ребенком и дают хороший толчок к общему развитию речи.
Наиболее оптимальным представляется сочетание обоих подходов. На основе подкрепления создаются стереотип готовности к взаимодействию и выполнению инструкций, что помогает ребенку сосредоточиться и вести себя относительно адекватно и организованно. Это создает не обходимые условия для обучения. Одновременно усилия направляются на развитие эмоционального взаимодействия, внесения аффективного смысла в происходящее вокруг, на стимуляцию речевой активности. На занятиях отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.
Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлять эмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные; прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Такой комментарий помогает передавать смысл ежедневных событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил; давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно.
При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности (настоящий возраст, соответствующий развитию, а не по дате рождения) , чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка.
Логопедическая работа с аутичными детьми должна проходить
определенным образом:
1. Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется речевая карта и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.
2. Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком. Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт.
3. Требования, предъявляемые к помещению, в котором проводится логопедическая работа: не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, кроме того, необходимо помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии.
4. Программа по коррекции речевых нарушений разбатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком.
5. Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала, логопедических зондов.
6. Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой, и иногда очень длительной.
Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.
При правильно построенной работе аутичные дети могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. Для того чтобы отследить динамику следует фиксировать (записывать) малейшие достижения. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.
Очень важно! Для того, чтобы в должной степени развить речь малыша с РАС, особенно неговорящего, нужны четко скоординированные и длительные (часто — несколько лет) усилия целого ряда специалистов: логопеда, АВА-тераписта, психолога и др. И это практически невозможно, если родители устраняются из работы с собственным ребенком.
6 комментариев
Перейти полю для комментария ↓
Екатерина
8 ноября 2015 г. в 21:26 (UTC 4) Ссылка на этот комментарий
Татьяна, здравствуйте! Я логопед — дефектолог, частным образом занимаюсь с ребенком уже второй год.Диагноз аутизм у него не выставлен. Но по признакам (наличие стереотипий, низкий интерес к общению) есть. К сожалению я предполагаю, не только аутизм но и задержку моторного развития (не может положить предмет в пакет, самостоятельно не одевается.налицо нарушение мелкой и крупной моторики.) Возраст 5-й год жизни.В прошлом году были результаты: появились звуки, слоги, начал называть некоторые предметы первыми слогами (ко — кошка, пи- спит), но фразы нет, даже аграмматичной. В этом году возникла проблема, он очень бурно реагирует на начало занятий (сильно кричит, почти плачет,) а в процессе зовет маму и просится в туалет,даже когда не хочет. Ему нравится массаж, но как только предлагаю картинки, а последнее время игрушки, отказывается от всего, даже если и может и ему интересно , как оказывается впоследствии. Я понимаю, что у него грубо нарушена целенаправленность деятельности, нарушено понимаение обращенной речи и познавательного развития. Учитывая, что он ходит в логопедический сад, и занимается там в соответствии с программой ЗПР, я предположила, что он устает. И уговаривала маму сократить количество занятий (с трех до двух или одного), но она поначалу не согласилась, предположив, что это каприз и его надо переломать. Я и сама так рассуждала (есть опыт), но они все таки слишком устойчивы и эмоциональны (почти два с половиной месяца, с маленькими успехами, когда он капризничал не так сильно). В итоге, я предполагаю, что ему на данный момент лучше заниматься дома, основываясь на программу детского сада, а также продвижению знаний мамы в этом вопросе. Я уговорила мама сделать перерыв, чтобы проверить, станет ли более спокойным (как оказалось он бурно реагирует на все, что ему не нравится). К сожалению, я не владею ABA терапией, и мое помещение не предполагает некоторых вещей, которые я бы хотела ввести. Что бы вы могли мне порекомендовать. буду рада любой информации. С уважением Екатерина.
Татьяна
12 ноября 2015 г. в 13:37 (UTC 4) Ссылка на этот комментарий
Екатерина, добрый день. Как мне кажется, у ребенка нет мотивации к занятиям, значит надо его как-то заинтересовать. Наверняка, в саду он ведет себя примерно так же.
Что я могу порекомендовать в такой ситуации.
1. снизить время занятий. Не час, а минут 20-30.
2. снизить временно требования на занятиях, вернуться к тому, что ребенок уже хорошо знает, чтобы он чувствовал свою успешность. Потом постепенно вводить новые темы, чередуя их с уже хорошо знакомыми старыми — принцип бутерброда.
3. изменить сам формат занятий. Ребенок наверняка увлекается всякой техникой. Сейчас для планшетов столько развивающих программ, можно легко найти то, что заинтересует и что нужно именно вам для его программы. Логопедические программы по постановке звуков тоже есть, мне очень нравятся. Там и петь в микрофон можно, и стишки наговаривать, и делать упражнения язычком вместе с героем и т.д.
Компьютерные программы хорошие — те же игры Мерсибо, правда они платные, но у них можно купить диски. Компьютер можно чередовать с карточками потом. Или рисовать в обычном редакторе буквы, слога и т.д Ноутбук наверняка у вас есть.
4. ребенок приходит — не проводите занятия, поиграйте с ним просто так, как он хочет пару занятий, потом постепенно можно вводить элементы заданий, потом полностью перейти на задания.
Не считаю такие занятия «потерянными», потому что их цель в том, чтобы ребенок заново смог воспринимать педагога комфортно для себя. Правда, объяснить родителям, почему они должны платить деньги за игру с их ребенком в ладушки, бывает иногда трудно.
Дети, «уставшие» от логопедии — это просто уже отдельный класс детишек. Если резко переменить формат занятий, они обычно заинтересовываются достаточно быстро. С одним мальчиком мы неделю сидели на полу, прежде он согласился снова сесть за стол, зато потом втянулся на «ура».
Марина
8 июля 2015 г. в 05:45 (UTC 4) Ссылка на этот комментарий
Добрый день Татьяна,
Вы не могли бы дать практический совет в ситуации когда ребенок много знает слов, их он использует сам, но не часто, но фраза так никогда и не появилась. У меня у друзей ребенку 6 лет. Мальчик. Терапия АБА с 3 лет, тк мы живем в Австралии, государство помогало как раз до 6 лет, сейчас все фонды закончились и рассчитывать больше не на что. У меня дочка с таким же диагнозом, мы начали в два года АБА, она сделала огромный прогресс — для нее АБА стала ответом, через АБА мы поняли насколько она умница. Разница между двумя детьми все больше и больше. Иногда кажется что мальчишка речь не понимает. Потом вдруг видишь что понимает. Он как бы и не типичный аутист, гиперактивность да присутствует, но при этом он никогда не бегал кругами, не махал руками в отличии от моей дочери, например. Нет ФРАЗЫ своей, за мамой при этом он все повторяет, но как бы из под палки.
Татьяна, если у вас есть хоть какие то идеи, напишите пожалуйста, ситуация очень тяжелая.
Спасибо большое
Марина
Татьяна
5 сентября 2015 г. в 21:29 (UTC 4) Ссылка на этот комментарий
Марина, то, что вы описываете — это типичная ситуация для ребенка-аутиста, когда словарный запас большой, но ребенок не пользуется речью самостоятельно. Развитию речи обучает вербально-прикладной анализ поведения. Хорошую эффективность у нас, например, имеет заучивание фраз, обучение их применять в быту, потом мы вешаем их дома, пишем на бумаге и т.д. Плюс повторение и ответы на вопросы. Очень рекомендую книгу Мэри Линч Барберы — https://autism-info.ru/meri-linch-barbera/
Гиперактивность часто наблюдается при атипичном аутизме, у моего сына, например, тоже она есть.
АВА имеет высокую эффективность, но заниматься с ребенком надо постоянно, поэтому я просто рекомендую вам как родителю пройти хотя бы пару курсов обучения АВА. У Юлии Эрц прекрасные дистанционные курсы.
Евгения
4 апреля 2015 г. в 22:28 (UTC 4) Ссылка на этот комментарий
Здравствуйте. Я воспитывают сына с диагнозом аутизм. Никите 7 лет. Большая проблема с мелкой моторикой. Возможно ли освоение навыка письма. Спасибо. С уважением, Евгения.
Татьяна
5 апреля 2015 г. в 13:13 (UTC 4) Ссылка на этот комментарий
Евгения,конечно возможно! У меня сын (тоже Никита :-)) вообще сначала начал писать,а потом уже только говорить,хотя проблемы тоже были с моторикой, как с крупной,так и с мелкой. И сейчас частично остаются. Попробуйте начать писать на маркерной доске большими буквами, маркеры для досок достаточно крупные, их легко держать. И след яркий, четко видный. Всякие там ручки и трехгранные карандаши, как мне кажется, надо уже потом брать, когда нажим будете тренировать. Ими писать сложнее, и держать их правильно тоже сложнее. Нам очень помог мультик Саакянца «Азбука для малышей» , Никита его смотрел и писал следом. Сейчас, если он сказать не знает как, берет доску или листок бумаги и пишет. Главное — мотивация, чтобы ребенку нравилось заниматься письмом.