«

»

Татьяна

Распечатать Запись

ИКП РАО провел научную экспертизу проектов АООП НОО

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей поручил ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» провести научную экспертизу проектов примерных адаптированных основных образовательных программ (АООП) начального образования (НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработанных сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена. Более подробную информации о составе группы экспертов, ходе экспертизы и ее основных выводах можно узнать из Итогового экспертного заключения.

Итоговое экспертное заключение
по оценке качества экспертизы проектов примерных
адаптированных основных образовательных программ (АООП)
начального образования (НОО) для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

I. В соответствии с поручением Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 17.08.2015 г. за № 07-2539 сотрудниками ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» была проведена научная экспертиза означенных проектов АООП НОО, разработанных сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена.

Для экспертной оценки в адрес ФГБНУ «ИКП РАО» были направлены 9 проектов АООП НОО для следующих категорий обучающихся:
глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью.

В дополнение к проектам АООП НОО на экспертизу был направлен ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

В состав экспертной группы от ФГБНУ «ИКП РАО» вошли следующие сотрудники:

  •     Бабкина Н.В. ‒ к.психол.н., доцент, старший научный сотрудник (дети с ЗПР)
  •     Бодренкова Л.Г. – научный сотрудник (дети с нарушением зрения)
  •     Денискина В.З. – к.пед.н., доцент, зав. лаб. (дети с нарушением зрения)
  •     Закрепина А.В. – д.пед.н., доцент, зав. лаб. (дети с нарушением интеллекта)
  •     Китик Е.Е. – к.пед.н., доцент, старший научный сотрудник (дети с нарушением речи)
  •     Комова Н.С. – научный сотрудник (дети с нарушением зрения)
  •     Коробейников И.А. – д.психол.н., профессор, зам. директора ИКП РАО (дети с ЗПР)
  •     Костин И.А. ‒ к.психол.н., старший научный сотрудник (дети с РАС)
  •     Любимов А.А. – научный сотрудник (дети с нарушением зрения)
  •     Любимова М.П. – научный сотрудник (дети с нарушением зрения)
  •     Никольская О.С. – д.психол.н., профессор, зав. лаб. (дети с РАС)
  •     Стребелева Е.А. – д.пед.н., профессор, главный научный сотрудник (дети с нарушением интеллекта)
  •     Шматко Н.Д. ‒ к.пед.н., доцент, ведущий научный сотрудник (дети с нарушением слуха).

По согласованию с Институтом детства МПГУ к экспертной работе была привлечена А.В. Кроткова ‒ к.пед.н, доцент (дети с нарушением опорно-двигательного аппарата).
По согласованию с Иркутским государственным университетом к экспертной работе была привлечена Е.Л. Инденбаум – д.психол.н. (дети с задержкой психического развития).
По согласованию с Омским государственным педагогическим университетом к экспертной работе была привлечена Л.Е. Томме – к.пед.н., доцент (дети с нарушением речи).
По согласованию с образовательными организациями г. Москвы и Московской области, а также МПГУ и МГПУ, к экспертизе ФГОС и АООП НОО для обучающихся с нарушением интеллекта были привлечены:

  •     Афанасьева Ю.А., МПГУ, к.пед.н., доцент
  •     Басамчева Б.М., ГКУ ДДИ № 7, зам. директора по УВР
  •     Горбачева С.О., МБСКОУ СКОШ VIII вида г. Лобня, учитель-дефектолог
  •     Гурина С.А., ГБОУ СКОШ VIII вида № 895, директор
  •     Иванова Т.Л., МОУ СОШ № 2, г. Бронницы, педагог-психолог
  •     Караганова Е.А., МОУ СОШ № 2, г. Бронницы, учитель-логопед
  •     Колобаева И.Н., ГКОУ СКОШИ № 79, г. Москва, учитель-логопед
  •     Пасечникова Н.В., ГКОУ СКОШИ № 79, г. Москва
  •     Пацуло Е.В., ГКОУ СКОШИ № 79, г. Москва, учитель-логопед
  •     Сакаева Н.В., МБСКОУ СКОШ VIII вида, г.Лобня, учитель-логопед
  •     Соломина Е.Н., МПГУ, к.пед.н., профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии
  •     Уварова В.В., ГБОУ СКОШ VIII вида № 895, зам. директора
  •     Уханова И.Г., ГБОУ СКОШ № 108 г. Москва, зам. директора
  •     Фанеева В.С., Школа VIII вида № 869, г. Москва, учитель-дефектолог
  •     Фролова А.А., Школа VIII вида № 869, г. Москва, зам. директора по УВР
  •     Шевырева Т.В., МПГУ, к.пед.н., доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии.

10 сентября 2015 г. перечисленные специалисты под руководством проф. Е.А. Стребелевой и д.пед.н. А.В. Закрепиной приняли участие в работе круглого стола по обсуждению ФГОС и АООП для обучающихся с нарушением интеллекта.

17 сентября 2015 г., в рамках семинара, инициированного Минобрнауки России и посвященного обмену опытом внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ, на базе Московского государственного психолого-педагогического университета были проведены круглые столы со специалистами из регионов РФ. Организатор семинара ‒ проректор по инклюзивному образованию МГППУ к.психол.н. С.В. Алехина.

В работе круглого стола по проблемам внедрения ФГОС НОО и АООП НОО для детей с ЗПР и для детей с нарушением зрения в качестве модераторов принимали участие сотрудники ФГБНУ «ИКП РАО» к.психол.н. Н.В. Бабкина, д.психол.н. И.А.Коробейников, научные сотрудники Н.С. Комова, А.А. Любимов.

Отдельные рекомендации и замечания участников перечисленных круглых столов нашли свое отражение в экспертных заключениях, представляемых в Минобрнауки России.

Руководство, организация работы экспертной группы, обобщенный анализ экспертных данных и подготовка единого экспертного заключения возложены на заместителя директора по научной работе ИКП РАО И.А. Коробейникова.

Структура экспертных заключений определялась перечнем параметров оценки АООП НОО, рекомендованных их разработчиками и представленных в виде таблиц, включающих оценку соответствия/несоответствия материалов набору заданных критериев (Приложение 1). Случаи несоответствия (неполного соответствия) представлены развернутыми текстовыми комментариями экспертов, включенными в экспертные заключения по каждой из 9 категорий детей с ОВЗ (Приложение 2).

Дополнительно, в Приложении 3, представлено экспертное заключение на ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

По результатам анализа экспертных оценок, представленных сотрудниками ИКП РАО по каждой категории детей с ОВЗ подготовлено обобщенное заключение (Приложение 4).

II. Одновременно с ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» экспертиза проектов примерных адаптированных образовательных программ начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ОВЗ проводилась ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». Рецензия на указанные программы, подготовленная директором ФГБНУ ИИДСВ РАО проф. Т.В. Волосовец, представлена в Приложении 5.

III. 22 сентября 2015 состоялось расширенное заседание Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, участие в котором принимали члены РАО, сотрудники аппарата Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, специалисты из регионов РФ, а также представители от разработчиков АООП НОО ‒ сотрудники РПГУ им. А.И. Герцена (в режиме скайп-связи). Список участников заседания представлен в Приложении 6.

На заседании были заслушаны заключения и дополнительные комментарии основных экспертов, содержащие как позитивную оценку экспертизируемых проектов, так и наиболее существенные замечания и рекомендации по их доработке.

В обсуждении представленных сообщений принимали участие:
вице-президент РАО В.С. Басюк, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО С.Б. Малых, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России И.О. Терехина, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Л.П. Фальковская, действительные члены (академики) РАО М.М. Безруких, Н.Н. Малофеев, член-корреспондент РАО О.И. Кукушкина, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» проф. Т.В. Волосовец.

На основании ознакомления с представленными экспертными материалами, сообщениями экспертов и с учетом результатов обсуждения проведенной экспертной работы в целом, Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО постановляет:

  •     Отметить высокое качество проведения научной экспертизы проектов адаптированных основных образовательных программ начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  •     Рекомендовать разработчикам указанных проектов произвести их доработку в соответствии с замечаниями и рекомендациями экспертов.
  •     Представить материалы экспертизы в Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.

Академик-секретарь Отделения психологии                                    С.Б. Малых
и возрастной физиологии РАО

ИСТОЧНИК

Постоянная ссылка на это сообщение: https://autism-info.ru/ikp-rao-provel-nauchnuyu-ekspertizu-proektov-aoop-noo/